Артуро  Перес-Реверте  "Оставаться людьми"

 

На днях я подстригал бороду и слушал при этом радио. Передавали какие-то политические дебаты. Политики – а среди них были и мужчины и женщины – привычно, можно сказать, на автомате поливали друг друга грязью, что в этой гнусной стране уже стало фирменным стилем. Никто, конечно, не удостаивал своим вниманием ни то, что говорили оппоненты, ни их дела, начисто отрицая какие-либо достижения и даже просто благие намерения в их прошлой, настоящей и даже будущей деятельности. Я подумал, а ведь кроме всех этих очевидных гадостей, эти люди, наверное, всё же сделали и хоть что-то хорошее, о чём сейчас в этом бедламе никто и не вспоминает.  Ну, хоть какое-то светлое пятно можно было, наверное, найти в деятельности оппонента. Хоть что-то, достойное похвалы или признания. Но куда там! Обе стороны были достойны друг друга: они извергали потоки взаимных обвинений, услышав которые,  неискушённый слушатель, не знакомый с их нравами, наверняка уверовал бы, что оппоненты говорящего являются просто воплощением зла. Что их политическая деятельность направлена исключительно на погибель Испании и её народа. И всё это без малейшей аргументации. Просто так.  За здорово живёшь.

И тут мне вспомнился случай с Чарли Брауном.  Я подумал, что этим неотёсанным, плохо образованным испанским политикам было бы полезно почитать что-то по истории. Да и вообще, хоть что-нибудь почитать. Они могли бы извлечь из этого кое-что полезное, в том числе и из области этики, если бы потрудились задуматься об этом. Например, образцы морального поведения людей, потому что я вижу, что потом, в частной обстановке,  ведя совместный бизнес, и т. п. эти же непримиримые оппоненты чуть ли не целуются взасос. Так вот, история, известная, как "случай с Чарли Брауном" – это один из таких образцов. Это произошло во время Второй мировой войны, одной из самых ожесточённых в истории человечества. И, тем не менее, это произошло, и вот эта история. Это для тех, кто хочет извлечь полезные выводы. Для тех, кто верит, что человек может проявить благородство в отношении противника, даже когда вокруг творятся кровавые зверства.

20-го декабря 1943 года, американский B-17 “Ye Olde Pub, пилотируемый лейтенантом Чарли Брауном, изрядно потрёпанный после бомбёжки Бремена, пытался в одиночку вернуться на свою базу в Англии. Из всего экипажа только трое были целы и невредимы. Шестеро членов экипажа были ранены, а стрелок хвостовой пушки убит. Самолёт едва летел, оставляя за собой шлейф дыма: один двигатель вышел из строя, а второй был повреждён, плексигласовая кабина разбита, горизонтальный руль сломан, электрика и гидравлика вышли из строя. Экипаж уже и не надеялся когда-нибудь снова увидеть Англию.

Они находились ещё над территорией Германии, когда их бомбардировщик был обнаружен двадцатишестилетним пилотом Люфтваффе Францем Штиглером, имевшем в тот момент на своём счету 22 сбитых самолёта, и которому оставалось сбить ещё один, чтобы получить “Рыцарский крест”. На своём Мессершмитте Bf-109 Штиглер приблизился к вражескому бомбардировщику. Он уже собирался нажать на гашетку, и очень удивлялся, что по нему никто не стреляет. Присмотревшись, он увидел, что B-17 был буквально изрешечён зенитками и, что называется, лишь на честном слове продолжал полёт к побережью.  В развороченной хвостовой турели лежал труп стрелка, а в разбитой кабине раненые и окоченевшие члены экипажа пытались согреться, прижимаясь  друг к другу. И тут Штиглер, оказавшись совсем рядом с кабиной вражеского самолёта, встретился взглядом с раненым американским пилотом. “Для меня выстрелить в тот момент,  - признается он сорок лет спустя – было бы то же самое, что расстрелять их спускающихся на парашютах”. И он принял решение: держась как можно ближе к бомбардировщику, чтобы немецкие зенитки по нему не стреляли, Штиглер сопровождал поверженного неприятеля до самого побережья и там, подняв на прощанье руку, развернулся и полетел на свою базу. Он ничего не рассказал об этой истории своим командирам, потому что иначе бы его просто расстреляли.

Чарли Браун всё же смог дотянуть на  своём самолёте до Англии. Ему запретили предавать гласности эту невероятную историю о гуманности пилота вражеского самолёта с нацистской свастикой на хвосте. Долгое время он хранил молчание, но, в конце концов, начал своё расследование. Должны были пройти сорок лет, прежде чем Браун встретился с человеком, спасшим жизни ему и его товарищам. После многолетних поисков он, наконец, получил письмо из Канады, в котором была только одна фраза “Это был я”. Они встретились и до конца своих дней были друзьями. Скончались они в 2008 году - в весьма преклонном возрасте - с разницей всего лишь в несколько месяцев, как будто само Провидение в тот далёкий день решило крепко связать их судьбы. В некрологах Штиглер и Браун были названы “побратимами”.

XLSemanal - 26/05/2014